Отчеты Я за себя отвечаю Чистые берега .NET Автотрезвость

Имя

E-mail
 
Текст сообщения
 
Слово на картинке
 

Подростки и алкоголь - Почему важно говорить с подростками об алкоголе? - Программа "Я за себя отвечаю"


Подростки и алкоголь - Почему важно говорить с подростками об алкоголе?  - Программа "Я за себя отвечаю" 02.04.2014
Почему важно говорить с подростками об алкоголе? - Алкоголь является одним из наиболее часто употребляемых психоактивных веществ среди подростков. 

По данным Центра социологических исследований, в 2010 в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих алкогольные напитки с частотой не реже 2-3 раз в месяц составляла 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн человек). 

Подавляющее большинство подростков имеет опыт употребления алкоголя. 

Первая проба алкоголя происходит более чем у 50% подростков в возрасте 14-16 лет, у 10% — в 17-19 лет. 

До 14 лет впервые пробуют алкоголь более 30% подростков, причем до 7 лет — почти 4%. 

Анонимное анкетирование, проведенное в рамках проекта «Я за себя отвечаю», показало, что более 80 % подростков 8-10 классов пробовали алкоголь. 

Алкоголь присутствует в жизни подростков и замалчивание этой темы – это путь к ложному спокойствию и неразрешенным проблемам. 

Для того чтобы понимать поведение и реакции подростка, необходимо представлять психологические причины и механизмы, которые их определяют. 

Каковы психологические особенности подросткового возраста? 

Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Часто и родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме. 

Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса. 

• В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей, для него более важным оказывается мир сверстников. 

• Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них. 

Алкоголь и несовершеннолетние - вещи несовместимые!

• Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, при этом еще избегает взрослой ответственности. 

• Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.  

• Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. 

• Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых. 

• В молодёжной среде у подростка формируется «мы-концепция». С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причём взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны. 

• Формирование «Мы-концепции» у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. Референтная – это группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым. 

• Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. 

• В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим. 

• Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. 

• Рост критичности подчас ведёт к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряжённые для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. 

 • Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе. Раньше для этих целей были дневники, а сейчас социальные сети. 

• В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя. 

• Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК взрослый — игра — копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. К радости или огорчению родителей часто это бывают НЕ они, а другой значимый взрослый. 

• Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодёжной субкультуре: вес, рост, гора мышц, прическа, стиль одежды и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. 

• Неверно было бы полагать, что «Я-идеальное» формируется ТОЛЬКО по внешнему механизму. Это — лишь начальная точка отсчёта. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки. 

• Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки. 

• Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно успешной карьеры. Учёба впервые превращается не в учёбу для оценки, а в учёбу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность. 

• Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста «Я-идеального» многократно усиливается. 

Подросток стремится: 

• достичь желаемого статуса в подростковой среде; свободно чувствовать себя в ней, не теряя при этом собственного «Я» 

• легко знакомиться и входить в контакт с любым понравившимся человеком

• соотнести наиболее ценимые сверстниками качества и черты характера с собственными, как бы «примерить их на себя». Причём сравнение должно быть в его пользу. 

Желание быть самым-самым, неотъемлемое свойство подросткового возраста. 

• вести себя так, чтобы все заметили, что он уже взрослый

• хорошо владеть собой и собственными эмоциями, контролировать неожиданно возникающие эмоциональные всплески и взрывы чувств, стать таким взрослым, мудрым, уверенным и «крутым»

• расширить границы собственного сознания, пережить новые неожиданные и непривычные ощущения, испытать то, «что немногим доступно». Он лелеет собственную уникальность и избранность. Отторгая чужой опыт, он хочет всё испытать на себе

• научиться и без ущерба для собственной «Я»-концепции достойно выходить из любой психологически или жизненно сложной ситуации

• легко и с блеском преодолевать любые конфликты и проблемы, как бы перепрыгивая через них. 

Подростковый период – это кризис взросления. 

Это период активного формирования мировоззрения, жизненной позиции, представлений о себе как о личности. Это период, когда молодые люди экспериментируют в самых разных сферах жизни, делают что-то впервые и учатся, в том числе на своих ошибках. И поскольку алкоголь присутствует в жизни людей как факт, то подростковые эксперименты касаются и алкоголя. 

Причины, по которым подростки употребляют алкоголь, могут быть разные – чтобы «не отстать» от сверстников, если в компании принято проводить время с алкогольными напитками, из любопытства, чтобы почувствовать или показать себя взрослым, чтобы снизить эмоциональное напряжение, используя алкогольный напиток как способ уйти от проблем. 

Кроме того, подростки могут считать, что употребление алкоголя никак не сказывается на их здоровье, поскольку этому нет видимых признаков, или же подростки, которые видят по телевизору или в жизни, как взрослые злоупотребляют алкоголем, могут считать, что такое «неумеренное употребление – это нормально» и т.п. 

Учитывая, что тема алкоголя стоит в ряду других «сложных» тем для подростков и взрослых (наркотики, алкоголь, отношения полов и т.п.), что зачастую говорить об этом не принято или сложно, важно понимать, что представления об алкоголе у подростков часто включают фантазии и мифы, существующие в значимых для него сообществах (друзья, компания, гораздо реже – семья или школа). 


"Факты об алкоголе", Материалы разработаны в рамках Программы профилактики употребления алкоголя несовершеннолетними "Я за себя отвечаю"

@ Портал социальных проектов SustainabilityRussia.ru

Встреча с писателем Захаром Прилепиным - 24 апреля 2014 - Нижний Новгород - "Жизненная позиция подростка: Роль семьи и общества">>>




Все новости   <<Предыдущая   Следующая>>