Отчеты Я за себя отвечаю Чистые берега .NET Автотрезвость

Имя

E-mail
 
Текст сообщения
 
Слово на картинке
 

Я за себя отвечаю


21.09.2015

В заголовок сегодняшней встречи мы взяли название нашего совместного с компанией Хейнекен проекта по первичной профилактике употребления алкоголя несовершеннолетними (подробнее о проекте — на сайте http://www.sustainabilityrussia.ru/i_am_responsible_for_myself/ ) .

С одной стороны, потому что это название отражает ту самую ответственную позицию, без которой никакое воспитание не будет эффективным. С другой, потому что именно в этом проекте, работая с учителями и родителями подростков, мы воочию убедились, что сформулировать собственную позицию взрослым бывает очень сложно — хотя бы потому, что они никогда не задумывались над этим. Почему же важно это сделать? Воспитание ребенка — основная родительская функция. И, как мы отмечали в прошлой статье, происходит оно главным образом через взаимоотношения, общение, проявления родителей. Это значит, что какие бы «правильные» ценности и привычки вы не пытались привить своему ребенку, это может быть тщетно, если вы не подтверждаете важность этого собственным примером. И вот тут четкая собственная позиция — большой помощник.

Очень часто подростки могут чувствовать несправедливость по отношению к ним со стороны родителей, когда родители не сдерживают обещания или много требуют, но при этом не дают никаких прав.

Мой опыт работы с подростками показывает, что дети очень чувствительны к несправедливости и болезненно реагируют на нее. Как-то в школе мальчик на консультации пожаловался мне, что, когда он находился рядом со школьной столовой, учительница накричала на него и, на его взгляд, повела себя грубо. Но задело его даже не столько это, сколько то, что при входе в столовую висела огромная надпись «Достоинство каждого неприкосновенно!». Он был обижен и разозлен тем, что ценности, которые пропагандируются в школе, самими учителями не поддерживаются. Мальчик — ученик шестого класса. Что уж говорить о более старших детях!

Вот вопрос с нашего сайта:

«Подскажите, пожалуйста, а разумно ли будет не запрещать ребенку выпивать алкоголь, а именно объяснить, что это не самое лучшее занятие и привить культуру пития, не дожидаясь пока это сделает кто-то из друзей? Например, чтобы сын в компании или на празднике выпил немного, но не злоупотребил и сохранил здоровье и репутацию».

Ответ психолога Института «Гармония» Ольги Голиковой:

«Многие взрослые верят в силу запретов, им кажется, что таким образом можно что-то навсегда исключить из жизни ребенка. Однако, как только его социальный опыт выходит за границы запретов, установленных родителями, ребенок оказывается в сложном положении — с одной стороны авторитет родителей (или страх наказания), а с другой стороны, — реальность, которая показывает ему, что то, что ему запрещают родители, делают другие люди, а иногда даже сами родители или его сверстники.

Какой вывод может сделать ребенок, особенно входя в «протестный» подростковый возраст, — скорее всего не в пользу родительских запретов. Поэтому важно, не просто запрещать, а разговаривать и объяснять, обсуждать, помогать ребенку формировать свою собственную позицию. Мне кажется, что ваше намерение относительно алкоголя не просто запрещать, а «привить культуру пития» — самое разумное решение.

Все это не о том, что родители должны быть идеальным примером, а о том, что то, что вы, как родители, говорите или требуете от своего ребенка не должно противоречить тому, что он видит. Дети, а особенно подростки, гораздо внимательнее, чем это может показаться со стороны.

Часто родители на консультации говорят: «Да, все понятно, а что мне делать?»

Для начала, проанализируйте, чего вы хотите от своего ребенка. Все ли требования к нему справедливы, стараетесь ли вы сами следовать этому? Если вы считаете, что все ваши просьбы и требования справедливы, то смело просите и требуйте.

Также важно осознавать, не являются ли ваши ожидания от ребенка воплощением только ваших собственных амбиций, т.е. насколько вы готовы и умеете услышать своего ребенка, его, как отдельного от вас человека, отдельной личности.

Вы хотите, чтобы он уважал вас. Это нормально. Но для этого вы должны уважать его. Известно, что в подростковом возрасте родители утрачивают часть своего авторитета у своих детей, поэтому аргумент — «он должен уважать меня, потому что я родитель, а мое уважение он должен сначала заслужить» — не работает.

Вы хотите, чтобы он умел вежливо общаться, тогда спросите себя, удается ли вам это делать с ним или при нем. Как вы общаетесь с собственными родителями, чему он является свидетелем?

Я часто слышу от подростков, что они думают по поводу взрослых. Так вот, самое большое уважение вызывают те взрослые, которые, несмотря на строгость, справедливы и человечны. То есть, подросткам не нужно, чтобы рядом был «добренький» взрослый, не имеющий принципов и границ. Они готовы принимать строгость, если она не лишена человеческих чувств и справедлива.

Одним из разделов проекта «Я за себя отвечаю» для взрослых является информация «Как говорить с детьми на сложные темы». И тут наше глубокое убеждение, что если собственная позиция взрослого определена, то и аргументы найдутся и не потребуется эмоционального давления или директивных мер, чтобы подросток вас услышал.

Думаю, что не ошибусь, если предположу, что многие из моих читателей никогда не пытались сформулировать четко свою позицию в каких-либо сферах. И уж коли в проекте «Я за себя отвечаю» речь идет об отношении к употреблению алкоголя, предлагаю прямо сейчас определить свою позицию именно в этой области.

Итак, каково ваше отношение к употреблению алкоголя:

  • Что первое приходит в голову? Запишите этот ответ.

А теперь постарайтесь честно отвечать на вопросы и тоже лучше, если вы запишите свои ответы:

  • Менялось ли ваше отношение к алкоголю в разные годы вашей жизни, что на это влияло?
  • На что вы ориентируетесь, когда соглашаетесь либо отказываетесь выпить?
  • Закончите предложения, имея в виду, что все они касаются алкоголя:
    • Алкоголь — это...
    • В моей семье принято ...
    • Праздничный стол без алкоголя...
    • Нельзя употреблять алкоголь, если...
    • Я употребляю\не употребляю алкоголь, потому что...
    • Я боюсь, что...
    • Я хотел(а) бы, чтобы мои дети...
    • Важно говорить с детьми об алкоголе, потому что...

А теперь самое интересное: просмотрите свои ответы и сформулируйте основные правила, которых вы придерживаетесь в отношении употребления алкоголя и поясните, почему так. Возможно, эти размышления заставят вас по-новому взглянуть на этот вопрос, возможно, только подтвердит вашу точку зрения.

В любом случае, важно (и для себя в том числе) сформулировать свою позицию и то, почему для вас это именно так, это поможет в любом разговоре опираться на собственный опыт и свои представления.

(Если на вопросы отвечали и ваши коллеги или друзья, обсудите, что у вас получилось).

Обобщим сегодняшний разговор. Итак, чтобы в разговоре или в целом в процессе воспитания быть убедительным, важно:

  • определить свою позицию, ведь это напрямую связано с тем, что вы будете говорить и на что обращать внимание, позволит вам быть более уверенным, а вашим словам — более аргументированными;
  • помнить, что влияние на восприятие информации оказывают не только слова, факты, примеры, но и ваше поведение, которое должно отражать ту позицию, которую вы декларируете в разговоре с подростком;
  • будьте готовы к разным реакциям и старайтесь сохранить спокойствие, несмотря на то, что разговор может вызвать у подростка смущение или сопротивление; помните, что, именно обсуждение важных и сложных тем помогает формировать подростку собственную осознанную и ответственную позицию.

Материалы подготовили:

Юлия Буканова, психолог Института «Гармония», координатор программы для подростков проекта «Я за себя отвечаю»

Ирина Руклинская, психолог Института «Гармония», руководитель проекта «Я за себя отвечаю»


Все новости   <<Предыдущая   Следующая>>