Отчеты Я за себя отвечаю Чистые берега .NET Автотрезвость

Имя

E-mail
 
Текст сообщения
 
Слово на картинке
 

Нет и точка


11.12.2015

Во вторник мне довелось побывать на очень интересном мероприятии под кодовым названием «.NET»

Разбиралась проблема продажи пива и крепкого алкоголя несовершеннолетним. Актуальная тема, прямо скажем.

Мероприятие — это что-то вроде семинара-тренинга, который в первую очередь ориентирован на продавцов и кассиров, т.е. на тех, кто непосредственно сталкивается с проблемой; и во вторую очередь — на всех тех, кто видит проблему, хочет с ней бороться, но не знает как. То есть, на обычных людей, вроде нас с вами, стоящих в одной очереди с детьми, которые сильно жаждут прикупить алкоголя или сигарет. О сигаретах речи не было, но они всегда незримый спутник алкоголя, а потому — по умолчанию.

Я пришла к самому началу и порадовалась тому, что опаздывающих практически не было, почти все заявленные участники были уже в сборе.

Просмотрев список я поняла, что увижу много знакомых лиц во время семинара, и таки да — добрая треть людей мне была хорошо знакома. Все-таки почти десять лет в торговле, это вам не это))

Лектор оказалась человеком глубоко погруженным в тему, рассказала историю проекта (который, оказывается, существует уже несколько лет), его актуальность и мы вместе порадовались результативности этой многолетней работы.

Для начала, в рамках знакомства, участникам тренинга было предложено несколько минут поговорить о том, о сем, на отвлеченные темы, началось безудержное веселье и броуновское движение, народ немного раскрепостился))

Постепенно вопросы стали глубже и серьезней, хотя время обсуждения не изменилось, те же две минуты. Молчащих (читай — равнодушных) не было, помимо предложенной темы «как бороться с продажей алкоголя несовершеннолетним, по вашему мнению?» некоторые участники умудрились обсудить еще несколько тем, не менее интересных и не отходящих от контекста.

После «разминки» участники тренинга поделились на условные команды для того, чтоб ответить на ряд злободневных вопросов. Например, как определить возраст по внешнему виду и можно ли вообще полагаться на визуальное восприятие человека? И после какого (ориентировочно) возраста можно уже не спрашивать документы у человека, покупающего алкоголь?

Задачки на тренинге предельно просты: к вам приходит покупатель за алкоголем, попросите ли вы его предъявить документ или посчитаете визуально, что он достаточно взрослый?

Не раз внимание акцентировалось на том, что в наш век продвинутых технологий и доступных пороков человек может выглядеть как угодно молодо или взросло для своего конкретного возраста. И это задание помогло наглядно показать, как сильно иногда можно ошибиться.

А для того, чтоб не ошибаться, достаточно просто соблюдать нехитрые правила.

Конечно, по закону можно и нужно просить документы на кассе хоть у каждого покупателя, но как это скажется на общем настроении? С одной стороны, если человек выглядит на возраст «за пятьдесят», то совершенно очевидно, что восемнадцать ему уже есть, поэтому спрашивать документы у «конкретно взрослых» — это тормозить покупку, задерживать очередь и нарываться на всеобщее недовольство. С другой стороны — если следовать закону и максимально его соблюдать, т.е. спрашивать документ, подтверждающий возраст у всех, без исключения, то можно создать прецедент и недовольство постепенно перерастет в обыденный ритуал: собираясь покупать алкоголь, человек просто будет знать, что должен быть с собой паспорт, иначе ничего не выйдет.

Лично меня волновал вопрос, как может посторонний человек, не кассир, и даже не сотрудник магазина, повлиять на спорную ситуацию. Если я вижу, что на кассе явно несовершеннолетнему спокойно отпускают алкоголь, то имею право посоветовать сотруднику магазина посмотреть документы покупателя. Чаще всего, боясь высоких штрафов и тайных проверок (не самая лучшая мотивация, но пусть хоть такая) кассир эту просьбу выполнит. Если же не пожелает — то я имею полное право написать жалобу на такого сотрудника и дальше — со всеми вытекающими.

Гораздо сложнее ситуация, когда несовершеннолетние просят взрослых (чаще незнакомых) купить для них алкоголь. И выход из нее тоже сложнее, но он есть. Такому покупателю кассир имеет право отказать в продаже, потому что он знает, что этот алкоголь для несовершеннолетнего. Пятьдесят процентов «благодетелей» после этого отказываются помогать, а для остальных есть продолжение. Если взрослый продолжает настаивать на покупке, ему можно напомнить, что существует статья КоАП 6.1 «Вовлечение несовершеннолетних в распитие алкоголя» и разъяснить, что никого волновать не будет, что несовершеннолетние САМИ попросили купить им алкоголь, перед законом ответит именно взрослый и именно в такой формулировке — «вовлечение». Как вы догадываетесь, номер статьи можно не запоминать, достаточно ярко сформулировать ее суть))) Если же и этот аргумент не подействует, то покупатель предупреждается при свидетелях о том, что в момент передачи алкоголя несовершеннолетним его сфотографируют, и тогда последствий уж точно не избежать. Вряд ли адекватный человек уже даже после первого отказа станет настаивать на покупке, важно знать — что и как говорить в таких ситуациях.

Не скрою, для меня этот семинар-тренинг оказался полезным и продуктивным, надеюсь, для всех остальных тоже.

Кстати, возраст участников был в довольно широком диапазоне, от совсем юных сотрудников, явно недавно переступивших порог совершеннолетия, до «матерых» директоров магазинов.

Поговорив с участниками я, с удивлением, узнала, что все они пришли сюда в свой выходной, от работы их никто не «засылал», не заставлял, было только озвучено предложение, на которое многие согласились (например, от одного магазина пришло 6 человек). Это не может не радовать, значит, тема продажи (точнее — не продажи) алкоголя несовершеннолетним животрепещуща, актуальна и чрезвычайно важна для каждого из нас, вне зависимости от сферы деятельности, степени ответственности.

Для справки:

В июле 2012 года компания HEINEKEN в России запустила социальный проект «.NET» по предотвращению продажи пива несовершеннолетним в розничных торговых сетях.

Ежегодно проект расширяет свою аудиторию, охватывая все больше заинтересованных и неравнодушных людей. Так, в 2014 году прошла акция «Блогер за кассой» — пройдя обучение, блогеры несколько рабочих дней провели за кассой, узнали, с какими трудностями сталкиваются продавцы и кассиры, и в результате появился основной девиз акции:

«Покупатели наравне с продавцом могут убедительно сказать „НЕТ“ подростку. Каждый из нас может улучшить ситуацию, главное — не оставаться равнодушным».

Большое спасибо компании Хайнекен и лично Светлане Сапожниковой за своевременное, тщательно продуманное и очень важное мероприятие, отдельное спасибо Марии Денисовой за предоставленную возможность.

Подробнее о проекте

Источник


Все новости   Следующая>>